суббота, 18 мая 2013 г.

В Финляндию на поезде с автомобилем

Финляндия – излюбленное место для русских туристов. К этому располагает географическая близость и относительно простое получение виз. Эта страна отличное место для семейного отдыха, в т.ч. зимой, там в изобилии небольшие горнолыжные курорты, где детям удобно делать «первые шаги» на лыжах или на доске. Наиболее интересные, на мой взгляд курорты: Рука, Леви и Юлляс. На них есть хоть какой-то вменяемый перепад высот и некая зона катания.

Привлекает также то, что можно отправиться с семьёй или компанией друзей на собственном автомобиле, что весьма удобно. Омрачает только крайне опасная и разбитая трасса Москва – Питер.

Я езжу регулярно в Финляндию с 1997 года и давно уже мечтал, как хорошо бы было оказаться с машиной сразу, хотя бы, в Питере, т.к. дальнейшая дорога уже не столь утомительна. И вот, РЖД, наконец, сделали такую услугу – перевозка автомобиля на пассажирском поезде «Лев Толстой» по маршруту Москва – Хельсинки.
У меня, как раз, заканчивалась шенгенская виза и я решил махнуть на майские праздники в Финляндию, чтобы, заодно, её продлить. Надо сказать, что финны меня с визой, в итоге, прокатили. Не смотря на то, что у меня много в паспорте годовых  мультивиз, они дали мне только однократную на эту поездку, за что я на них сильно обиделся и решил, что после такой пощёчины,  у меня больше нет мотивации туда ездить, когда в Европе ещё столько много интересных мест, где без вопросов дают мультивизы. В паспорт они вложили записку, что, дескать, я маловато у них был. Но как я могу заранее рассчитать, где мне быть! Вчера заполнял анкету для китайской визы и там требовалось указать страны, где был за последний год. Посчитал и сам обалдел! Шесть стран и, в некоторых, по два-три раза! Не знаю, как финнам было не лень считать дни и поездки и вредничать. Но, путешествие было уже спланировано, оплачено и поздно было что-то менять.

Сначала у меня была мысль прилететь в Хельсинки на самолёте и там взять машину в прокат, но, взвесив все ЗА и ПРОТИВ, я решил развлечься и испытать новый сервис. Билеты на поезд в один конец для двух взрослых и двух детей стоят 400€ (за всех), что вполне сопоставимо с билетами на самолёт. Провоз машины в оба конца – 450€, что дешевле недельной аренды автомобиля маломальски приличного класса, не говоря уже о том, что моя машина не сопоставимо комфортнее и лучше того, что обычно можно арендовать за вменяемые деньги. Рассуждая таким образом я начал исследовать сайт РЖД и прочитал всё, что там было на эту тему. Не буду пересказывать, что там написано, т.к. официальная информация может измениться в любой момент. Расскажу только о нюансах, с которыми я столкнулся.

Заполнил заявку на бронирование места для машины прямо на сайте и, тут же, на утро, получил подтверждение, что место забронировано. Посмотрев расписание работы Багажной Дирекции, я отправился к ним, чтобы, не откладывая в долгий ящик, купить билет и затем уже приобрести пассажирские билеты на поезд (как сказано у них на сайте). Я опасался, что желающих съездить на майские к финнам будет предостаточно и надо поторопиться.

Путь к Багажной Дирекции меня, мягко говоря, удивил. Впрочем, можете сами всё увидеть в этом ролике:



Это была суббота. Я не нашёл там никого, за исключением одинокой изумлённой кассирши, которая сказала, что никого нет и лучше приехать в будние дни, предварительно позвонив начальству, которое само и оформляет такие перевозки. Мы обменялись «вверительными грамотами». Она мне – визитку с телефонами, а я ей  – заявление на перевозку машины и свою визитку для передачи компетентным сотрудникам. Попутно выяснил, что про кредитные карты тут не слышали и платить за перевозку можно только наличными.

На сайте написано, что сначала надо купить билет на машину, а потом они могут «оказать содействие» в приобретении билетов для пассажиров. На практике оказалось всё наоборот, о чём я узнал из телефонной беседы с начальством Дирекции. Поняв свою промашку, я пошёл на сайт РЖД посмотреть наличие билетов и обнаружил, что на 30-е апреля, когда я хотел выехать, билетов уже нет, а есть только на первое мая и то, осталось только одно купе, которое я немедленно и приобрёл. Это было чуть менее, чем за два месяца до отправления поезда. Билеты начинают продавать за 60 дней до этого события. Таким образом, все они были распроданы в течение недели. Соответственно, обратных билетов ещё в системе не было.

Я позвонил опять в багажную дирекцию. Поменял дату брони и заверил, что приеду к ним, как только куплю обратный билет. Фокус ещё в том, что данные этого билета (вагон, место...) указываются в билете на перевозку машины, поэтому приобретать надо именно в таком порядке, а не наоборот. Как я понял, с местами на перевозку автомобиля никаких проблем нет, т.к. для многих эта стоимость кажется сильно завышенной. К примеру, по дороге в Хельсинки моя машина была единственной в поезде.

Отсматривая появление билетов в системе, я обнаружил, что они появляются не за 60 дней, а еще позже на день-другой. Продажи начинаются утром часов в восемь или что-то в этом духе. Информация есть на их сайте, если хорошенько поискать.

К часу X я завёл будильник и, проснувшись, тут же рванул к компьютеру бронировать билет. Там меня ждал огромный такой кукиш! Как оказалось, что через систему на сайте РЖД можно купить билет «ТУДА», «ТУДА и ОБРАТНО«, но решительно не возможно купить билет «ОБРАТНО»! Предлагалось приехать в международные кассы Ленинградского вокзала и приобрести билет лично.

Отказываться от билетов ТУДА, чтобы они появились в системе и можно было купить сразу в оба конца, я не рискнул. И пошёл на сайт финских железных дорог. Там меня, как ортодоксального перфикциониста ждало ещё одно разочарование.

Я скурпулёзно заполнил все паспортные данные, указал, что мы едем вместе... а система даёт разброс мест по всему вагону в разных купе! Если бы я стоял, то прямо бы сел от удивления! Неужели за пол-часа, пока я бился с сайтом РЖД все билеты распродали! Но нет! Захожу в ручной выбор мест и вижу что вагон почти пустой! Соседние совсем пустые. Ладно – выбираю места вручную. Система — Вы не можете сделать такой выбор. Я в шоке! Может детям нельзя лежать на верхних полках. Меняю места. Нельзя! Что за на фиг! Ну, думаю, может финны вообще больные на голову и не дают в одном купе разместиться разнополым существам... У меня фамилия с окончанием -ов, у жены - ова. С точки зрения прямо-пенпендикулярной логики машины, это могут быть разные фамилии. Меняю всем пол на одинаковый. Фиг! В общем, с ручным выбором мест система не даёт сделать никакие варианты в принципе.

Через полтора часа битвы с машиной... :))) я обнаружил, что, если забить в систему только двух детей с автоматическим выбором мест, им она выдаёт два нижних места в одном купе. Теплее — подумал я! Начинаю оформлять детей и, уже на самом последнем этапе, говорю этой бездушной железяке — Минуточку, я еще кое-что забыл! И в этот момент, в ручном режиме, добавляю на верхние полки в то же купе взрослых. Бинго! Русские опять победили!

Поехал за билетами на машину.

Во всём этом мероприятии меня смущал только один нюанс. На западе, когда разрабатывают услугу для людей, принято думать об их удобстве. У нас же думают только о том, как содрать денег. Понятное дело, чтобы вся эта логистика срослась, требуется стыковка множества факторов и взаимодействие различных организаций, самой дебильной из которых оказалась, конечно же, российская таможня, требованием которой является, чтобы машина была в вагоне девственно пустой! Т.е. ровно так же, как она выезжает из автосалона!

Этот момент меня сильно смущал. Впрочем, как и всех, кто знакомился с описанием этой услуги. Ответ на него я надеялся получить в Багажной Дирекции. Мне просто не верилось, что всё так запущено. К тому же машину в Москве надо сдавать на перевозку за десять часов до отправления поезда, а, учитывая, что я живу за городом, тут много что вытекает из этого...

При оформлении билета меня заверили, что можно оставить вещи в багажнике при сдачи машины и потом перетащить их в свой вагон по перрону, когда собранный поезд подадут к вокзалу. Они отметили, что это не положено, но идут на встречу ради удобства клиента. Ещё мне напомнили, что надо иметь при себе при сдаче и провозе машины и заверили, что их проводники просто душки и очень хорошие люди. Это оказалось абсолютной правдой, но только ровно наполовину. Впрочем, как потом выяснилось, проводники вовсе не «их», а относятся к бригаде поезда. Они от них быстро открестились, когда я в раздражении на обратном пути хотел кого-нибудь побить. Но обо всём по порядку.

Пока не ушёл в повествовании дальше, хочу отметить, что, на самом деле, все сотрудники Багажной Дирекции, с кем я общался, очень милые, добрые и отзывчивые люди! Серьёзно! Это большая редкость в наше время и, тем более, в Москве. Они всегда очень вежливо со мной общались, внимательно выслушивали и старались предоставить всю информацию наиболее полно. Мне было очень приятно такое взаимодейтвие.

Понятно, что когда путешествуешь с детьми в неопределившуюся ещё весеннюю погоду, вещей надо много. Я решил паковать всё в сумки, т.к. они мягкие и можно компактнее уложить в багажник, чем чемоданы с колёсиками. К тому же, к тому времени, я уже купил билеты на паром Хельсинки – Стокгольм и собирался бросить машину где-нибудь на уличной стоянке. В Хельсинках сейчас всякого сброда не сильно меньше, чем в Москве и так же, с удовольствием, случается, бьют стёкла, поэтому я хотел, чтобы оставленные в багажнике вещи никак не выпирали и не демаскировали себя. Для перевозки вещей по перрону на Амазоне заранее была приобретена за $26 плоская складная тележка, которая удобно укладывалась на пол багажника. Забавно, но через несколько часов после публикации этой заметки, ценник на неё пошёл вверх. Видимо, Амазоновский робот отслеживает клики и интерес снижая дисконт.

Ко времени погрузки я помыл машину, погрузил вещи и прибыл в терминал. По убитой дороге к нему (которую вы можете видеть в ролике вверху этой страницы и в конце) я аккуратно крался, чтобы не забрызгать бока машины.

Меня ждали чуть ли не с цветами! Очень всё по-доброму! Когда разверзлись врата, пришла очередь краснеть мне. Было стыдно въезжать с сильно попачканными по дороге колёсами на сияющий, как зеркало, светлый наливной пол. После меня там осталось совершенное свинство!

Парень из Дирекции объяснил, что дорога не их и много беспокойных соседей типа Почты России и цементного завода, которые не добавляют ей благополучия. Он, также, рассказал, как мне лучше пройти к Ярославскому вокзалу на электричку до дома, чтобы миновать этот беспредел.

Вечером, уже с семьёй, я заранее прибыл на перрон, чтобы забрать вещи из вагона-гаража, который стоял первым к вокзалу.

У меня была задача погрузить сумки на тележку и перевезти к своему вагону. Одна их сумок имела собственные колёса и предназначалась жене, но проводник решительно пресёк попытку жены взять сумку и сам галантно вынес багаж на перрон!

Я давно не ездил в поездах, а дети, и вовсе, никогда, поэтому нам было довольно любопытно, тем более, что поезда с тех пор сильно изменились и в туалет уже можно войти без содрагания. Там теперь есть даже бумажные полотенца, бумага и одноразовые накладки на стульчак. В первое посещение, правда, напугала надпись, что в туалете за мной наблюдает милиционер, но, вглядевшись в стикер внимательнее, успокоился:


Вызвал ностальгию аутентичный стакан с подстаканником:


Лёгкое недоумение от финских деклараций, о существовании которых я уже успел забыть, т.к. на других границах, по моему, уже лет десять их не спрашивают:


Однако, финский пограничник искренне обрадовался, когда я дал ему их заполненными. Вообще, погранцы в поезде очень милы и обходительны и с нашей и с финской стороны. На обратной дороге ещё очень удобно, что по вагонам ходит девушка и раздаёт такс-фри.

Для досмотра машины в Выборге провожают к вагону-гаражу и обратно.

Терминал разгрузки автомобилей находится за одну остановку от Хельсонок – в Пассиле. Соответственно, нет никакого резона ехать до конечной и потом возвращаться туда на электричке. Проще выйти сразу и подождать, когда «кукушка» притащит вагон-гараж примерно через час с небольшим после прибытия поезда в Хельсинки. Об этом мне своевременно напомнил проводник багажного вагона, который специально для этого пришёл минут за десять до остановки в Пассиле.

Когда я вышел из поезда, этот добрый дядечка уже ждал меня на перроне и снова отобрал у жены её сумку и покатил самостоятельно, заявив, что не может допустить, чтобы он шел с пустыми руками! А я шёл и удивлялся, какие хорошие люди бывают! Казалось бы – человек на службе и, даже, провожать к терминалу меня он не обязан, но ему это не в тягость!

Надо сказать, что путь с платформы к домику ожидания вагона совершенно недолгий и пустячный. Везде идеальный асфальт и пологие съезды – кати и кати себе тележку.

Сам зальчик ожидания вполне приличный, с диванами, чистым туалетом и автоматом с бесплатными напитками, разновидностей которых в нём не счесть - куча видов чая, кофе, горячего шоколада и, даже кисель!

Оставив там семью, мы с проводником пошли в город. Он – по своим делам, а я купить местную сим-карту. Я нашёл недалеко на карте Elisa, но это оказалось их главным офисом, а не салоном продаж, поэтому пошел в киоск на вокзале и купил там за 7€ микро-сим для планшета с гигабайтом предоплаченного трафика. Попутно зашёл в кассы и, показав на экране телефона номер брони, получил распечатанные обратные билеты.

Когда вернулся, обнаружил, что дети уже изрядно опустошили автомат с напитками, дорвавшись до халявы. Через несколько минут, как раз, подали вагон с машиной.

О том, что было между поездами ТУДА и ОБРАТНО утомлять не буду. Многие были в Скандинавии и знают, как там можно развлечься. Цель этой заметки – рассказать о нюансах провоза машины на поезде. Поэтому перехожу сразу к обратному маршруту.

Не смотря на то, что я забил координаты терминала в три навигатора, ни один не смог меня вывести прямо к нему правильным маршрутом, поэтому слегка поплутал. На видео обратной дороги я специально сохранил кусок с поворотом к нему.

Машин обратно собралось четыре штуки – полный вагон. Бригада проводников была другая...

При осмотре машины мне серьёзным тоном задали вопрос, как я собираюсь поступить с вещами.  После дороги ТУДА, я даже осталбенел. Конечно – оставить в машине и перенести потом по перрону. Мне начали гнать чушь, что не положено, что состав может быть короче платформы, что у финнов всё серьёзно и их накажут. Я прекратил это сообщением того, что требование пустой машины касается только российской таможни и не надо мне вешать лапшу на уши. Предложил им, что покину терминал и поеду разгружаться на вокзал, после чего вернусь и предоставлю им пустую машину. Не знаю, что у них возобладало – совесть или страх того, что у них нарушится вся логистика, если я опоздаю, но оставить вещи до вокзала они согласились. Я загнал машину в вагон, но нытьё и стоны, что их накажут не прекращались так, что я, даже, снова предложил выгнать машину из вагона и отвезти вещи на вокзал. После этого они заткнулись. Кстати, у меня прибавилось на одну тяжеленную сумку сувениров и всего их стало четыре. Уже потом в Москве, когда мои попутчики рассказали, как у них за эту услугу вымогали деньги и один, даже, заплатил, я понял, что это было не нытьё, а «тонкий» намёк.

На вокзал добрались из Пассилы (где грузят машины) на электричке. Получилось очень удобно. со стороны терминала зашли на первую попавшуюся платформу и, как раз, к ней должен был подойти через несколько минут поезд в сторону Хельсинок. Я едва успел подняться на эскалаторе к вокзалу за билетом и вернуться, как она подошла. Покупка билетов в автомате очень простая. Я нажал «купить быстро», выбрал пункт назначения, двух врослых и двух детей и скормил аппарату кредитку. Вся операция заняла не больше минуты. Тут же вылезли четыре билета и, на удивление, с проставленными посадочными местами в конкретном вагоне. Правда, они были заняты, но ехать до вокзала всего несколько минут, поэтому мы сели на другие свободные. Стоили билеты на всю семью 6,58€. Рядом с вокзалом куча мест, где можно не скучно провести время в ожидании поезда. Мы немного пошопились и перекусили, дойдя до бульвара.

В Хельсинках, не смотря на то, что состав был собран с максимальным количеством вагонов (последний день праздников – билеты распроданы все), у перрона поместился не только вагон-гараж, но ещё и локомотив с большим запасом.

Под продолжающиеся сетования проводника я забрал вещи.

В Москве вагон стоял, соответственно, первым к вокзалу и проводник был там же. Я попросил положить вещи в вагон. Всего делов-то открыть боковую дверь и кинуть сумки на пол. Между задней стенкой и первой машиной было расстояние в два-три метра и вполне позволяло это сделать. Он, естественно, ни в какую не согласился, отметив, что я и так уже надругался над ним и «изнасиловал».

Я был озадачен, т.к. при покупке билетов, мне рассказывали о другом и я не особо рассчитывал на такой расклад, чтобы тащить вещи километр на себе по дороге, которую вы видели на ролике.

Оставлять жену с детьми на вокзале я опасался из-за местного контингента и ещё по причине того, что он полностью разрушен и приютиться там решительно негде. Есть только маленький тесный зальчик или, скорее, комнатушка, наполовину наполненная бомжами. К тому же, не понятно, что она будет делать с вещами, если кому-то из детей приспичит в туалет.


Сейчас, оглядываясь назад и представляя все прелести путешествия от Ленинградского вокзала к Багажной Дирекции, понимаю, что надо было взять такси. Проехать такое расстояние стоит 1000 рублей. Впрочем, проводники берут столько же, чтобы оставить вещи в вагоне-гараже. Но мне никто не предложил заплатить, а сам я не догадался. Да и не было желания стимулировать этих мерзавцев. Однако, у попутчика, который дал им «штуку», вещи благополучно доехали в вагоне до терминала. Об этом он рассказал, пока мы ждали вагон уже там.

К нашему «везению», по дороге прорвало водопровод и она превратилась в форсирование водных потоков.



Американская тележка такого обращения не пережила и подломила колесо на пол-пути. С этого момента мне пришлось взять старшего сына и перетаскивать сумки до терминала по одной, оставив его там с вещами. Ещё не прошло и года после того как мне сделали две операции по поводу грыж, поэтому меня это несколько беспокоило, но, надеюсь, обошлось.

Вот видео погрузки/разгрузки машины туда и обратно: