понедельник, 19 января 2015 г.

Антикризисная Скандинавия или Новый год в Лапландии. Леви

Сегодня в блоге новый автор – Майоров Денис с рассказом о новогодних каникулах в «солнечной» Финляндии.
Проводить длительные новогодние праздники на Родине мы перестали достаточно давно. Всё равно, денег у нас больше потратишь, так ещё и толпы людей, что на подмосковных горках, что на катках... Да и просто шумно и людно у нас в это время. В этом году выбор (опять!!!) пал на Финляндию, а именно, Леви в Лапландии.

Основная резиденция Санта-Клауса

Мы – это:
Я – Денис,
Супруга – Маша,
Старшая дочь – Алиса (6 лет, катается 3-й сезон),
Младшая дочь – Юля (6 месяцев, катается на коляске и родителях),
Бабушка Ира, рассматривалась как кандидат на поездку недолго, и несмотря на полученную визу от поездки отказалась.

Определились мы ещё в начале сентября, до наступления общероссийских «финансовых развлечений». Как альтернатива рассматривались Франция (на хвост к TrueSki) и Австрия (Зёльден или опять Сан Антон), но:
– во Франции (Монженевр) надо было покупать скипас на 6 летнего ребенка (!!!) и лыжных детские школы работали по какому то безумному графику, забирая детей с 9.00 до 11.30 или с 14.00 до 16.30, собственно, при таком раскладе, кому-то из родителей (нам с Машей), всё равно, пришлось бы кататься со старшей, а второму – гулять с младшей (как-то мы на бабушку изначально не особо рассчитывали).
 – в Австрии всё хорошо с детской горнолыжкой, но ехать то тоже далеко и туда никто с нами не ехал и те же трудности с каталкой для родителей: как и во Франции, за разумные деньги на горе не поселишься, а с переездами на скибасе кататься по очереди, меняясь дома, не выходит.
И конечно переезд – 3 дня с 2-мя ночевками в одну сторону и накладно и тяжеловато. Самолеты принципиально не рассматривали – детские вещи, коляску и снарягу на 3-х я бы ни в жизнь не допёр на себе. Так что – только своим ходом на машине.

Итак, Финляндия, Лапландия, Леви.
Домик мы арендовали в начале сентября и оплатили ещё по 52 руб за евро. Тогда же была оплачена гостиница в Оулу (что порадовало, когда взлетел курс).
Даты с 03 по 10 января.

Дорога туда

Маршрут:
Ногинск – Тверь (остановка на день) – Питер – Светогорск – Оулу – Рованиеми – Леви.
Изначально была запланирована ночевка в Йоенсуу, но т.к. она не была оплачена заранее, то от нее мы вообще отказались.

01 января в 11 утра вы выехали из Ногинска, в районе 14.30 были в Твери, откуда выдвинулись, примерно, в 9 вечера на Питер.

Питер прошли по КАДу, примерно, часа в 4 утра (2 января) и в районе 6 утра были в Светогорске. Время было очень удачное – машин – никого. Подъехали сразу на досмотр и проверку документов. И тут… не могу найти свидетельство от регистрации автомобиля (сам ПТС вообще не брали), ну нет в бумажнике и нигде вообще (стоим при этом на досмотре!!!). Что делать – вообще не понятно ☹, таможенники дёргают – типа, в чём проблема, пытаюсь объяснить, параллельно звоним друзьям в Ногинск, у которых оставили ключи от квартиры и на всякий случай просим проверить. Через 5 мин ребята перезванивают и говорят – что НАШЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВО. Настроение ухудшается (мы все еще на таможне с нашей стороны, грубо, в 1000 км от дома).  Каким то чудом уговариваю таможенников выпустить меня без документов (они соглашаются, но говорят, что финны все равно так не пропустят), но, а что делать… ехать назад не попробовав? Выезжаю с РФ , при этом скачиваю (пока в своей сети) фото свидетельства (мне его сразу отправили). Подъезжаем к финской таможне – новый КПП – зеленый коридор – проезд для тех, кто ничего не декларирует (действительно новая линия таможни, пару лет назад ее не было). Подаю паспорта. На вопрос о документах на машину начинаю объясняшки (по-английски таможеники говорят достаточно хорошо), с меня просят ЛЮБОЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ документ на машину, отдаю телефон в открытой фотографией свидетельства, не прокатывает. Прошу старшего по смене. Приводят. Ещё 5 мин объясняшек, но финны оказались непреклонны – один любой официальный документ на машину, советуют обратиться в полицию в Светогорске – типа, пусть тебе дубликат сделают… (представляю себе этот процесс рано утром 2 января и становится совсем невесело). Разворачиваемся едем обратно на Родину, настроения, ну, сами понимаете. Получаю второй за день наш штамп (типа выехал-въехал). Время где-то пол-восьмого утра, но уже очередь на въезд на территорию таможни – машин 10. (Внимание!!! Если хотите быстро пройти таможню, то надо с КАДа в 5 утра уже съехать, иначе будете в очереди с Питерцами, которые пораньше выехали, но получается что в 4 они из дома всё-таки не выезжают ☺).

Стоим в Светогорске и пытаемся понять, что дальше делать:
– забить на всё и ехать просто домой. Данный вариант отпадает, т.к. надо будет 10 дней чем то заниматься и всё это время будем вспоминать и корить себя за ошибку.
– как то получить документы. Ищу рейсы на самолете на этот день. В принципе, есть, цена тысяч семь, примерно. Но надо, что бы в Москву кто-то привез свидетельство. Иначе, не успеваю.
– вспоминаю, что  коллега из нашего отдела (Лена) должна в этот день на машине ехать из Москвы в Питер,  может удастся с ней передать.

При любом раскладе, ждать в Светогорске нечего – в Питер надо ехать. Поехали, по дороге нагуглили гостиницу – нашлась за 2300 «Охтинская», туда и поехали. По дороге дозвонились до Лены, она уже никуда не ехала а этот день ☹, но сказала, что до сих пор работает передача чего-нибудь с проводниками. Звоним друзьям, у которых документы, и Сергей соглашается отвезти и попробовать передать с проводниками. Решаем рискнуть временем и пока не лететь (мне одному конечно) в Москву. Приезжаем в гостиницу и я ложусь отсыпаться.  Сергей был в Москве к 16-часовому Сапсану, НО НИКТО из проводников НЕ взял документы. Но (мир не без добрых людей) – один из них подсказал не маяться дурью, а пойти в Сервис центр и передать официально документы с тем же Сапсаном. Это и было выполнено: 1300 руб. и ваши документы передаются с очередным Сапсаном между Москвой и Питером, забирать их надо в таком же Сервис центре. В моём случае, на Московском вокзале в Питере. Единственное, что отдать их на 16-часовой Сапсан уже не получилось и документы поехали на 19 часовом.  В 23.30 я забрал их в Сервис центре и, наконец-то, мы поехали делать вторую попытку… Потеря времени – почти сутки ☹.

Примерно в 2 часа ночи были на границе и прошли её, примерно, за час. При этом, видя в машине двоих детей, финны её вообще не смотрели.

Далее, встал вопрос – по какой трассе ехать с учётом потери времени. Не смотря на задержку, решили, что всё-таки заедем в Рованиеми в деревню Санта-Клауса, а, перед этим, успеем заскочить на пару часов в оплаченную гостиницу в Оулу – попить чай, кофе и переодеть в нормальных условиях мелкую.

Поехали:
Иматра – Юва, это отельная песня – дорожки местного значения, ночь + снегопад, скорость 50-60. Единственное, что с такими поворотами, как там – точно не заснешь. Не рекомендую этот маршрут в зимнее время, есть лучшие пути объезда.

Юва – Куопио, и ещё километров 100 далее. По сравнению с первым финским участком пути, можно сказать – автобан. Почти вся освещена и достаточно неплохо почищена. Немного не доезжая Куопио останавливаюсь и перебиваю сон минут 20 (сильно помогло), дорога стала монотонной и время ближе к утру – начала сказываться усталость (всё-таки вторая ночь подряд за рулем). В Ийсалми уходим с 5-й трассы на 88-ю в сторону 4-й (которая ведет в Оулу), Начинаются длинные участки с ограничением 100 вместо 80, ехать становится веселее. В Оулу приезжаем часов в 10 с копейками. Остаётся почти 2 часа, но центр города весь перекопан и к гостинице ищем подъезд минут 10, причём, зря это делаем т.к. днем парковка рядом с гостиницей просто запретительная по стоимости – 2 евро за 48 минут, пришлось через некоторое время переставить машину через дорогу,  стало подешевле, но не очень. Опять же за 2 евро дали 1 час и 20 с чем-то минут.

В 12 уезжаем в сторону Рованиеми, куда приезжаем часа в 3 дня. Ехали через Кеми. Здесь случается первая заправка в Финляндии – 1,399 за литр 95-го. Беру на 60 евро.
В Деревне Санта-Клауса всё, как обычно – по нашим меркам никого, по финским, наверное, аншлаг, но место для парковки нашли сразу и очень близко в центру. Вышли, погуляли, пофотографировались. Всё про всё примерно час. Заехали в Антиллу за продуктами (там неплохой S-market и парковка бесплатная по парковочным часам, + бесплатный туалет), что бы по приезду уже никуда не бегать.





В Леви, в итоге, приехали часов в 8 вечера. Ключи нас ждали под ковриком (с нами по дороге связались и предупредили об этом).

Итого, с учетом «мотания» Светогорск – Питер, получилось 2300 км (400 лишних), компьютер показал средний выбег 13,7 километров одном литре, что по другому 7,3 литра на 100 км. С учетом БОЛЬШОГО верхнего багажника, и того, что машина была все-таки груженой (снаряга на троих, детская коляска и продукты, которые мы везли из дома), это достаточно неплохой результат.

Проживание

Как обычно, в домике была и кухня и, в этот раз, даже, стиралка и, конечно, сауна. Плоский телевизор, к которому подключили по VGA ноутбук и смогли смотреть кино.
В этом году была совершена, наверное, все-таки ошибка: не заказали финальную уборку. Дружелюбные владельцы домика оставили нам специальный список тех работ, которые необходимо выполнить при самостоятельной финальной уборке. Блин!.. это 3 часа заняло. Совет – оплачивайте ее заранее, 50-70€. Лучше их для себя вообще не отделять от стоимости аренды. По крайней мере, при наличии оплаченной уборки, вы выедете из домика вовремя. Мы же встали в 5 утра и выехали только без чего то 9.

Найти и заказать себе апартаменты в Леви можно здесь.

Дорога обратно

За исключением того, что вместо 7 утра выехали в 9 (из-за уборки), никаких дополнительных приключений не было.

По дороге заехали в Рованиеми, в ту же Антиллу, и купили пару презентов нашим друзъям-спасителям, которые переправляли документы в Питер. При этом, потеряли ещё час ☺.

Обратно ехали по маршруту:
Леви - Рованиеми – Каяни – Йоенсуу – Иматра – Светогорск – Питер – Тверь – Ногинск. Данный маршрут реально полегче,  много участков с ограничением 100, и совсем мало «тропинок» местного значения. С точки зрения поездки не из Лапландии, а в неё, у данного маршрута одно неудобство – в Рованиеми приезжаешь вечером и не попадаешь во всякие новогодне-рождественские парки. Арендовать же жилье в Рованиеми и окрестностях в новогодний период весьма накладно и не помогает даже попытка забронироваться еще летом (2 года пытался).

На границе были часов в 11 вечера, прошли часа за полтора, и, без чего-то 3 ночи, были в гостинице в Питере. В этот раз останавливались в центре на Гороховой в маленьком отельчике – 3-х местный номер обошелся в 2000 руб.

Из Питера уехали около 9 утра и с остановкой в Твери доехали до дома (Ногинск) к 11 вечера.
На обратном пути пробег составил 1900 км, из которых от Леви до границы было 930 км.
Выбег составил 14,3 км на одном литре или расход 7 л/100 км – сказалось отсутствие 2-го проезда Светогорск-Питер, особенно, с учетом того, что 2-го числа я уже точно об экономии топлива не думал.

Катание

Катание в Леви – это катание на холме с максимальным перепадом в 350 метров. Начинали мы или с ZERO Point, если шли пешком, или с SOUTH Point, если с детворой ездили на машине.
Ски пасс – для взрослого стоил 178€ на 6 дней + карточка, если своей нет 6€. В отличие от, например, Австрии эта карточка не возвратная, но точно работает на всей территории Финляндии. Детвора до 6 лет включительно катается бесплатно, правда, на некоторые подъемники не оставляют специального прохода для детей и Алисе приходилось пролезать под турникетом, но она у нас невысокая и гибкая ☺. Вообще-то, кататься по одному скипассу вдвоем нельзя, он типа именной, а для родителей существует специальный родительский скипасс стоимостью 64€ в день, и покупается он именно на каждый день. Но, как несложно подсчитать, на 6  дней такой скипасс обошелся бы 384€, что дороже двух по 178 ☹ - вот такая вот арифметика. Но мы просто забили на правила и катались с Машей по одному т.к. все равно катались по очереди (кто то сидел с Юлькой). Никаких вопросов ни на каком подъемнике нам ни разу не задали.

День строился следующим образом: с утра, часов в 10, мы собирались с ребятами, которые поехали с нами (ехали на свой машине, и жили в 150 метрах от нас, Вова и Ира и дочка Даша – 5 лет, все лыжники) и или шли пешком на  ZERO Point или ехали на их машине на SOUTH Point. Часа в 2-3 возвращались и шёл кататься тот, кто с утра сидел с Юлькой, иногда, на вторую половину дня, присоединялись Ира и Вова.


Это и есть ZERO Point

Пешие заходы к ZERO Point с утра выдержали 1 день. Расстояние в 500 метров для лыжников оказалось непреодолимым ☺ даже не смотря на то, что ботинки тащили на себе и переобувались на месте. Меня же такими «переходами» было не напугать, и когда я катался во второй половине дня, то с легкостью «бегал» до «горки».  Хотя, наверное, здесь сильно влияет наличие правильного рюкзака. На свой, например, я легко вешал и свой борд и детские лыжи. При этом Алиса раза 3 ходила на горку в горнолыжных ботинках и, при этом, почти не пищала, по крайней мере, в чём идти она выбирала сама.

Кстати, в этот раз в Финляндии увидел такой момент (может ранее просто не обращал внимания) – народ приходит в обычной обуви, переобувается и оставляет свою просто под скамеечками, в зоне переодевания.

После прошлогодней Австрийской лыжной школы дочь катается достаточно уверенно и смогла сама спускаться по склону около ZERO Point. Он по-честному красный из-за  двойного уклона. И в этот раз мы с ней освоили бугель (швабру) в ней самой (в Алисе) веса маловато одной ездить – поэтому ездили вдвоем (я на борде, дочь на лыжах), и в этом году это было уже нормально – мне не приходилось сгибаться как раньше в 3 погибели. Таким образом, мы с ней сами доезжали до гондолы, катались там и возвращались. А в какой-то день мы с ней не стали ждать ребят и ушли сами переходами до SOUTH Point . Ребенок при этом был просто в шоке – Как мы сюда попали? Мы же сюда на машине ездили!!!


В этом году на SOUTH Point запустили новый 6-ти местный кресельный подъемник, с подогревом сидений и колпаком (типа «хлебница»), что очень сильно упростило катание с детьми, т.к. параллельно идущий до верха бугель был, по памяти, практически «вечным».

Наши деFFченки


С погодой повезло: первые два дня -10°...-15°, потом был один холодный день – в районе -25°, а оставшиеся три дня примерно -5°. Катались все дни, даже самый холодный. 

Когда катались на 8-х трассах – Юг, SOUTH Point. То обычно Вова и Даша (1-й сезон, 5 лет) катались на нижнем тарелочном бугеле, а кто-то из нас с Машей с Алисой и Ирой катались на креселке сверху. Я по привычке «закрывал», хотя, по–честному, никто из лыжников не убирался и снаряги не терял, но мне так спокойней было. Иногда позволял себе проскочить по соседнему с трассой подлеску, но далеко не уйдешь – надо присматривать и лес был весь раскатан «в трассу», развлекало то, что он при этом стал нормальным могулятником с часто стоящими «ёлками» -  ну хоть что-то. С трассы из наших, кроме меня, никто не съезжал… 
Когда ходил кататься один – было пару дней, то ехал в парк, но, блин, два дня это катастрофически мало, чтобы раскатиться и потренироваться, по сути, я просто повторил то, что делал года 4 назад, на большее времени не хватило. Единственное - достаточно легко пошли рейлы (которые как слайд боксы шириной в доску), раньше я на них себя намного менее уверенно чувствовал. В принципе и с трамплинами ничего страшного не было (метров до 5 транзит – младшая линия на ZERO Point), катание под ободряющие «пинки» Саши Ильина не прошло даром и ни на одном трамплине не было психологических проблем (с чем раньше боролся),  хотя опять через раз недолетал и откровенно плохо отрабатывал ногами на отрыве. Но, в принципе, всё вывозил, зрелищных падений в этот раз не было ☺ .

Порадовала Маша, последние два дня она каталась на моём Bataleon (163) и, в принципе, осталась довольна ☺ (своя доска у нее twin 147-й ростовки), говорит, что даже разок съехала с трассы (не видел сам) и там её доска действительно удивила.  Ну что ж, будем надеяться, что «чёрный райдер» и до неё доберется в ближайшее время, а я смогу себе купить более прыгучую доску, отдав Маше Bataleon. 

Маша тестит Bataleon (валяться с ним точно достаточно удобно J)    

Схему трасс можно посмотреть здесь

Финансовые итоги 

Проживание: 
Домик в Леви - 486€,
Гостиница в Оулу – 75€,
Гостиница в Питере 2300р (туда) и 2000р (обратно).

Бензин: 
Финский = 60+20+60 = 140€ (в принципе, 10€, а то и 20 можно было и не переплачивать, т.к. я на этом бензине в Питер въехал). 
Российский : 1716р, 1076р, 1171р, 200р, 1112р (лишнее), 1504р, 1850р = 8629 руб, но из них 1112 – из-за лишних переездов Питер- Светогорск.  

Питание: 
Куплено с собой: примерно на 2000 руб. с алкоголем   (крупы, макароны, консервированные огурцы , горошки и т.п., чай кофе, сахар, кола, соки, 0,7 виски) 
Куплено в Финляндии примерно на 60€ (мясо, сосиски, нареза, немного овощей и фруктов, хлеб и т.п. мелочи). 

Скипасс  178€ + карточка 6€ = 184€

Итого затраты:
Рубли – 15 000, 
Евро – 945, но 560 были потрачены еще по курсу 52

Итоги: для семейного новогоднего отдыха альтернативы, к сожалению, не вижу (к сожалению, т.к. эта поездка была восьмой поездкой в Финляндию и седьмой новогодней). При условии, что вы готовы ехать на своем авто и на новый год вам нужен снег, а не море и песочек ☺ 
Да, катание там достаточно однообразное, но на подъемнике встретил «брата» на 195 лыжах с 117 талией, и он что-то внетрассовое нашел, немножко, но нашел ведь!!! И что самое забавное – мы с ним в одно и то же время были в Геше в ноябре и на Чегете в марте,  так вот бывает ☺