пятница, 14 марта 2014 г.

Индия. Кашмир. Гульмарг

В начале февраля я посетил Гульмарг. Мысли об этой поездке зародились ещё года три назад. У меня была навязчивая идея покататься по снегу с обезьянками. Прошлой осенью друзья придумали интересную программу, но меня смущала общая стоимость проекта и множество переездов. Я не хотел путать катание и пляжный отдых, поэтому сомневался до последнего, пока один приятель не предложил съездить просто в Гульмарг без дополнительной программы в Агре и Гоа. В октябре я приобрёл билет Аэрофлота до Дели и обратно за 22110р.

Мы забронировали один из лучших отелей Гульмарга Hill Top, девять ночей в одноместном номере которого мне обошлись в 23400р.

Перед отъездом я почитал множество отчётов. Оптимизма они не добавляли в силу различных особенностей и менталитета региона.


Международный аэропорт Дели по прилёту произвёл вполне благоприятное впечатление. После длинного перелёта очень уместно расположена курилка сразу при выходе из самолёта до паспортного контроля.


Пытался активировать сим-какрту GoodLine, но она так и не захотела регистрироваться в правильной сети. После письма в техподдержку деньги за дневной пакет мне вернули, а на обратном пути связь починилась и у меня был вполне приличный мобильный интернет.

Сразу в аэропорту я снял в банкомате некоторое количество местной валюты. Забегая вперёд скажу, что за всю поездку я с большим трудом потратил $400, включая сувениры. Жизнь и услуги в Индии достаточно дешевы. Если вы сразу летите в Шринагар без остановки в Дели, рекомендую поменять в аэропорту хотя бы 100 баксов. Не смотря на дикую комиссию, курс там оказался лучшим в этот день, т.к. в Шринагаре банки были закрыты по причине выходного дня, а в Тангмарге местные менялы давали курс значительно хуже. Снимать деньги в банкомате, на мой вкус, оптимальнее всего. Правда, банкоматы за раз выдают не более 10000 рупий, что на момент написания отчёта составляет почти 6000 рублей, а на момент поездки было ближе к 5000 рублей. Далее я буду упоминать в тексте цены в рупиях и вы можете примерно представлять, сколько это в рублях.

В самом Гульмарге есть и обменник с нормальным курсом и банкомат, но лично не исследовал, т.к. достаточно снял в банкомате в Дели.

На выходе из терминала останавливаются бесплатные автобусы-шатлы идущие до терминала внутренних рейсов. Перед посадкой в автобус есть пункт, где надо показать посадочный талон рейса прилёта и билет на следующий рейс, чтобы получить талон на автобус. В противном случае, в нём с вас возьмут немного денег.

Трансфер между терминалами.

Как только выйдете на улицу, тут же появится куча помощников, которые с радостью подскажут, куда идти, будут настойчиво пытаться донести ваши вещи и погрузить в автобус. Помните, что за все эти услуги с вас потребуют бакшиш около 50 рупий. Если вы не желаете платить или у вас в кармане только купюры по 1000, сразу пресекайте попытки схватить ваши вещи.

Внутренний терминал.

Если решили остановиться в Дели, в центр города идёт шикарный аэроэкспресс, который стоит, по моему, 100 рупий. Курсируют современные полупустые сименсовские поезда, как в Гонконге или Гуанчжоу.


В Шринагар мы летели авиакомпанией IndiGo. Билет туда-обратно бронировали заранее на сайте и он стоил 5833 рупии.

В багаж допускается только 15 кг. Как пишут в некоторых источниках, показав международный посадочный талон можно провезти по нормам, к примеру, Аэрофлота. Это не работает. Каждый килограмм перевеса оценивают в 250 рупий, а лыжный или сноубордный чехол до 10 кг – 1000 рупий.

В индийских аэропортах очень любят отбирать зажигалки. Имеет смысл взять в багаж спички.

Уже перед самой посадкой в самолёт, нас вычислили в толпе и с вооружённым конвоем отвели во внутренние кишки аэропорта на досмотр багажа. Конечно же из-за баллонов к сноупульсам. Меня удивляет, что на популярных фрирайдных направлениях они смотрят на такие вещи, как баран на новые ворота.

Проведя под транспортёрами с путешествующими по недрам аэропорта чемоданами, нас завели в отдельную комнату, куда, через некоторое время, пришёл большой компетентный начальник. Он посмотрел баллоны, документы, спросил пустые ли они… — Конечно — соврали мы не моргнув, дабы избежать лишнего геморроя. После этого заполнили несколько потрёпанных амбарных книг и с миром отпустили. Как выяснилось, нам ещё повезло, т.к. за день до этого райдеров со сноупульсами просто сняли с рейса без лишних вопросов.

Лететь до Шринагара коротко и очень красиво. Под крылом бескрайние просторы Гималаев. Есть и пить бесплатно не дают, но, посмотрев картинки в журнале, можно выбрать что-то съедобное за небольшое количество рупий.


Храните все посадочные талоны в течение всей поездки под рукой. В Шринагаре и по прилёту и вылету надо заполнить объёмную анкету, где необходимо указать все рейсы прилёта/отлёта в Индию в целом и в Кашмир в частности.

Аэропорт в Шринагаре.

Забавно, что Яндекс.Карты показывали моё местоположение в Пакистане.

Сразу у выхода из терминала стоянка препейд такси. Платишь в киоске сразу за маршрут и тебя везут. Но только до Тангмарга. Дальше без цепей взобраться по серпантину сложно. В общей сложности, за две машины мы заплатили 2200 рупий за всё (ехали вчетвером, т.е., почти, бесплатно). Обратно доехали без пересадок и ещё дешевле. То ли 1500, то ли 2000 рупий - не помню. На нос это получается совсем смешно, поэтому в голове не отложилось.


Дорогу описать сложно. Можно посмотреть мои фотографии и в других отчётах. Коротко – лёгкий культурный шок, если вы не прошли до этого адаптацию в кварталах Дели. Как сказал мой друг – Терскол в квадрате. Думаю, он сильно польстил Кашмиру, т.к. Терскол, по сравнению с этим, просто альпийская деревня!



Проживание в Гульмарге и ряд других ништяков нам организовывал Петя Бузовкин – друг Саши (gulmarg.ru), за что им обоим огромный респект и спасибо! Если кому нужны будут контакты этих компетентнейших по Индии людей, обращайтесь.

Наша гостиница Hill Top. На заднем плане Monkey hill.

В гостинице нас встретили очень радушно, тут же позвонили и Саше и Пете, чтобы отчитаться о прибытии дорогих гостей и о том, что они всем довольны. 

Не смотря на то, что гостиница считается одной из лучших, есть своя специфика… Номера обогреваются, в основном, калорифером, но электричество есть не всегда. Если повезёт со снегом, то оно, прямо скажем, будет редко, поэтому хорошо, если в номере будет градусов 17 и шикарно, если 19. В некоторых номерах есть проблемы с горячей водой. Мне повезло, т.к. висел отдельный бойлер, который успевал нагреться в редкие моменты включения электроэнергии и долго сохранял теплую воду.

Этот набор оказался очень кстати.

Из приятных опций, в каждом номере под простынёй лежит электрическое одеяло, в котором можно включать зоны подогрева – ноги, попу, далее везде. У меня оно включалось в розетку оголёнными проводами, а розетка работала только при включенном освещении. Приходилось выкручивать лампочки. В общем, дудочка или горшочек ;) Я попользовался этой опцией день или два, после чего одеяло испортилось и больше не включалось. Я счёл это за благо, особенно, в свете следующих событий.

Мой номер.

Приятель с говорящим прозвищем Тревожный (после этого случая в некоторых кругах был повышен до Стрёмного) не осилил сложности управления чудо-одеялом или, скорее, вообще был не в курсе такой приблуды (и я его хорошо понимаю). То ли оно само включилось, то ли он сам случайно включил, но, пока он наслаждался пухляком в Бабареши, в номере случился пожар. Сгорела кровать и несколько шмоток лежащих на ней. Благо, быстро потушили, т.к. на каждом этаже всё время дежурят по несколько портье, готовые в любой момент исполнить ваши самые причудливые желания, не говоря уже о том, чтобы продать пиво или почесать пятки… Про пятки – шутка. Но в остальном, желания им надо выражать предельно чётко и полно, как джинам. Если вам нужна горячая вода и не хотите получить тёплую из под крана, надо просить «джаст бойлед хот вота».

Мне вообще странно, что эта деревянная гостиница простояла столько лет и не сгорела до сих пор до тла с такой проводкой и отношением персонала к инженерным системам здания. Это я сейчас круто завернул! Если честно, всё там сделано на соплях и с большой долей индийского пофигизма.

После пожара, у Тревожного попытались отжать немного денег за кровать, но не получилось. То ли он пригрозил им Гаагским судом, то ли озвучил цену сгоревших шмоток, которые, вероятно, превышали стоимость гостиницы… Не знаю, но справедливость восторжествовала и ему выдали новую кровать бесплатно.

Мораль в том, что паспорт и кредитки лучше не оставлять в номере. На всякий случай.

В люксе у Тревожного.

Во многих гостиницах, в том числе нашей, был WiFi и, даже, большей частью вполне работоспособный. Иногда, конечно, были периоды его несостоятельности. Из особенностей –очень великий пинг, что затрудняет голосовые звонки через сеть, которая везде, насколько я понял, общая и принадлежит какому-то местному оператору. В гостинице продаются карточки с доступом на день или несколько. По одной карточке одновременно можно подключить только одно устройство, но разлогинившись, можно зайти и с другого. У Саши или Пети можно раздобыть карточку с длинным периодом действия и приличным пакетом трафика, что разумнее, если вы приехали не на пару дней. В гостиницах таких карт, как правило, не бывает.

В Кашмире нет роуминга. Никакого и ни в каком виде. Бесполезно приобретать в Дели симки местных операторов – в Гульмарге они работать не будут. Местные симки иностранцам не продают, но их всегда можно добыть у вышеупомянутых бесценных и незаменимых товарищей. Цена карточки около $35 с предоплаченным трафиком 1Гб и балансом, которого хватает минут на 40 разговоров с Россией. 3g, кстати, там вполне приличный, что позволяет постить фоточки и видео в Инстаграм и Фейсбучек прямо из леса.

А пофоткать там есть что. Местного колорита выше крыши. В частности, обезьянки на снегу. Сразу по приезду я заметил одну размером с овчарку прямо у входа в гостиницу. Животное, видимо, положило глаз на местную помойку. Я залез на сугроб поближе к ней, чтобы сфоткать на телефон, но эта тварь с откушенной губой так на меня окрысилась, что я еле унёс ноги и ещё долго потом вытряхивал штаны. Мораль – обезьяны, сцука, опасные и лучше иметь длиннофокусный объектив.


Про питание. Тут всё зависит от ваших привычек и менталитета. Я в этом плане очень консервативен, поэтому приходилось выбирать что-то знакомое и съедобное по моим понятиям. Если вы не любите острое, лучше предупреждайте официанта сразу – «но спайси», «совсем НО!». Потому что от «э литл спайси» вы ещё долго будете рыгать огнём. Впрочем, иногда это полезно для медицинских целей и профилактики. Однако, имейте в виду, что пищеварительная система имеет как вход, так и выход. Потребление в большом количестве неадаптированных к европейскому желудку экстремально острых блюд может привести к острым ощущениям и в месте выхода продукта.

Из мяса – баранина и курица. Некоторые блюда вполне съедобно приготовлены. Мы питались, в основном, в ресторане гостиницы, но с улицы ещё был вход в пиццерию, где основной подукт у них получался вполне достойным. Также, я затестил некторое подобие гамбургера, что тоже оказалось вполне съедобным.

Индусы (хотя, они, наверное, не совсем индусы – сложно понять, кто там в Кашмире живёт) очень гордились, что смогли приготовить блюдо, которому их научили русские. Они называют его «Грёбаная картоска». Иными словами – картошка с грибами. Очень сильно рекламируют и рекомендуют, как привычный русскому желудку продукт. Если не обращать внимание на нюансы, вполне съедобно, хотя и мало похоже на то, что я пробовал такого типа ранее. Мне не очень понравилось, что на зубах скрипит слишко много песка. То ли грибы они не помыли, то ли картошку… Я сильно хотел надеяться, что это был обычный песок, а не что-то ещё… Больше я «грёбаную картошку» не заказывал.

В основном потреблял салаты из свежих овощей, лепёшки – «плейн нан» (если не «плейн», то с какой-нибудь начинкой может быть), тандури – вариация на тему лепёшек, «матон яхни» - баранина не острая, блинчики с курицей, грибной суп – могут сделать не острым, но очень специфический. Естественно, всё это запивалось большим количеством виски с колой. Кстати, вопреки стереотипам, купить знакомый европейский алкоголь там вполне реально и за вменяемые деньги. Пиво местное по 250 рупий за единицу – вполне приличное, но среди туристов бытует мнение, что это дорого и непозволительная роскошь. Средний чек за обед – 500 рупий с носа.


Завтраки были включены. Там я выбирал овсяную кашу, закидывая в неё пару ложек мёда. Позже я эту традицию привнёс в Терскол и овсянка с мёдом стала традиционным блюдом в нашей компании. Ещё из знакомых продуктов иногда за завтраком были варёные яйца. Я вполне лояльно отношусь к растворимому кофе и могу потреблять различные его разновидности, но то, что предлагалось на завтрак в нашем отеле, гадость редкостная, поэтому довольствовался чаем, который был вполне традиционен в это время суток, но зачастую быстро заканчивался, т.к. руссо-туристо (да и иностранные граждане поддавались соблазну) очень быстро разливали весь бойлер по термосам. В обычное время, если вы закажете в Индии чай, скорее всего, это будет не то, что вы ожидаете, поэтому этот момент, как и всё остальное, надо подробно уточнять, если вы не любите экспериментов и сюрпризов.

Местный Tic-tac и зубочистки.

В целом, даже с избалованными вкусовыми пристрастиями, как у меня, выжить там вполне можно. Справедливости ради, надо отметить, что за всё время пребывания в Индии я не страдал никакими пищевыми расстройствами, не смотря на стрёмный внешний вид некоторых продуктов и очевидную антисанитарию местами.

Из болезней нашу компанию в последние дни основательно выкосила какая-то бацила типа ОРЗ. Но, благо, острый период с температурой длился только день-другой и накрыла она не всех.

Я написал пока про бытовые вопросы, которые, наверняка, интересны будут тем, кто только собирается поехать первый раз в Гульмарг. Катание меня интересовало при подготовке поездки в меньшей степени, т.к. топография курорта простая и очевидная, да и со снегом, вроде, всё понятно, но в этом и оказалась вся засада!

Вход на первую очередь подъёмника.


Декор станции подъёмника.

В первые пару дней после нашего приезда свежего снега не было. Верхняя очередь яиц не работала по причине поломки и так и не заработала за всё время, пока мы там были. Работала верхняя креселка. Кататься под ней, при отсутствии пухляка,  довольно безыдейно. Простой ровный и скучный склон без выраженного рельефа. Теоретически, с неё можно уйти в сторону Дранка, но это отдельная тема. 

Верхняя креселка.

Лес под нижней очередью яиц довольно душевный. Начинается с хорошим уклоном и заканчивается интересными выкатами под канатками с хорошим рельефом, но в центральной части имеет много плоских участков, которые надо проходить по трассе или накатанным тропам. Я в первый раз не зная топографии поехал наобум и был наказан отрицательным уклоном, на который пришлось взбираться по уши в снегу, что на высоте около 3000 метров в первый день даётся не просто. Перепад высоты под верхним креслом 440 метров и примерно столько же под первой очередью яиц. С учётом плоских участков, так себе… Доступная география крайне примитивная и гид там совершенно не нужен.

Лес под первой очередью.

В ночь перед третьим днём навалило снегу. От души! Как положено! Канатки закрыли совсем. Вроде, электричество кончилось – оборвало где-то кабель. Верхнее кресло так и не заработало больше никогда, а нижние яйца в некоторые дни включали. Стоимость одного подъёма на каждой канатке 200 рупий. Брать абонементы – бессмысленно, т.к. выкатать их не реально.

Билет на канатку.

Оставалось кататься в Бабареши или топать пешком на Monkey hill, как делали некоторые друзья от безысходности.

Индийские саночники. Готовы за небольшие деньги доставить вас куда угодно.

Катание в Бабареши изумительное! Чудесный лес с перепадом по высоте те же 440 метров. Начинается очень хорошим уклоном, как я люблю, потом переходит в средний и уже ближе к выкату на серпантин, где ждут Таты, становится почти плоским, но достаточным, чтобы мочить и не застрять.




Для катания в Бабареши нужен гид. Главным образом, с одной целью – координации с джипами, чтобы выкатить в нужную точку встречи и объяснить водителю, куда именно подъехать. Ну и вообще как-то их различить, т.к. они большей частью на одно лицо, не говоря уже о машинах. Средство доставки – изделия местного автопрома – Таты. Чем-то похожи на Дефендер, имеют формально 8-9 пассажирским мест, но всегда готовы посадить кого-нибудь ещё на крышу или взять на буксир. Весь сервис вместе с гидом при достаточной загрузке машины обходится, практически, как канатка, 200-300 рупий за подъём.


Проблема в том, что по серпантину этот «джип» может подниматься и час и больше, так как их там бесчисленное количество и они любят собираться в пробки на узких участках. Собственно, из этих узких участков и состоит весь серпантин. Как они там разъезжаются – какое-то чудо! Машина так ездить просто не может. Сказать что у них старая и лысая резина – не сказать ничего! Я в жизни такой не видел, даже на помойке! На заднюю ось надеты цепи. И вот, водила в гору по колее в просвет между сугробом и встречной машиной, куда наша поместиться НУ НИКАК НЕ МОЖЕТ, смело ползёт вперёд разъезжаясь, без малейшего преувеличения, в считаных миллиметрах и без касания! Такое ощущение, что силы природы, физика и трёхмерное пространство просто не действуют. Порою, казалось, что между боковыми стёклами нашей машины и встречной расстояние меньше, чем в стеклопакете у меня в квартире. Водилы встречных машин по-доброму что-то успевают обсудить между собой и угощают друг друга сигаретами через окна.


Снега до фига и он отличный, но сколько времени занимает спуститься вниз на 400 метров… Счастливые мгновения, если кто-то из друзей не потеряет лыжу. И потом час подниматься обратно по ацкому серпантину. В день успеваешь съехать несколько раз. Мой приятель, маньяк, вставая ни свет ни заря, один раз похвастался, что успел за день скатиться в Бабареши восемь раз. Не верю!


В Гульмарге если снега нет, совсем скучно. Или его ОЧЕНЬ МНОГО, но он мало доступен. Конечно, для фанатов бэккантри там раздолье.


С машиной обратно нам помог Петя, хотя найти транспорт до аэропорта самому – ноль проблем. Но так было удобнее. К тому же, дядя взялся нас довезти без пересадок. На дороге в Тангмарге постоянно толчётся куча бездельников, греясь горшочками с углями под грязными балахонами. Что они там все делают – большая загадка, но наша машина остановилась и, хотя водила был сам из Тангмарга, долго что-то перетирал с «профсоюзом». Несколько раз машину отгоняли на несколько метров и, иногда, совершенно посторонние люди. Что это была за процедура – загадка, но через некоторое время мы поехали дальше. На выезде из посёлка очередная кучка бездельников кинула в машину камень. Хорошо, не попали в стекло. Водила остановился и пошёл с ними поругаться, что нас несколько удивило. До рукопашной дело не дошло, поехали дальше в Шринагар уже без приключений.


Перед въездом в аэропорт из машины всех высаживают и вынимают все вещи. Всё это проходит досмотр и потом обратно грузится в машину, чтобы доехать уже до терминала.

На входе в терминал снова происходит досмотр всего. Естественно, опять заминка с баллонами сноупульса. Парим мозг, тычем в правила IATA, говорим, что баллоны пустые и нас пускают. У меня это был последний инцедент с баллоном, а у приятеля ещё раз досмотрели при вылете из Дели. Там какой-то «особо одарённый» индус тыкал в клапан балона отвёрткой, собираясь проверить его содержимое. Слава Богу, отвёртка не совпала по диаметру, а то страшно подумать, куда бы она ему прилетела, ускоренная давлением в двести атмосфер. Тогда бы точно тюрьма или расстрел, как террориста.

На регистрации опять берут доплату 1000 рупий за чехол. За перевес доплаты нет, т.к. виски мы уже весь выпили. Руководить процессом взялся какой-то местный персонаж с бейджиком. Не понял кто-это был. Помог зарегистрироваться, провёл заполнить анкету и исправно потребовал бакшиш.

Потом опять личный досмотр и после него (важный момент!) не забыть выйти через специальную дверь на лётное поле, где кучами свален багаж на разные рейсы. Необходимо найти свою кучу и указать на свои вещи пальцем местному индейцу, который поставит крестик маркером на бирке. Без этого нюанса багаж в самолёт просто не погрузят.

Посадка в самолёт без затей – пешком по лётному полю, но с остановкой на очередной личный досмотр, где нежно ощупывают но уже не обращают никакого внимания на сноупульс висящий на плече.


Из Дели друзья летели Турецкими авиалиниями на час позже моего прямого аэрофлотовского рейса в Москву. Они благоразумно забучили пару дешёвых, но вполне приличных номеров не далеко от аэропорта. Прилетев в Дели я тоже внезапно осознал, что до самолёта у меня ещё куча времени и выяснилось, что в терминал не пускают раньше, чем часа за три до вылета, поэтому вариант с капсульным отелем, который там имеется, был не вариант.

Поехали в отель и потом гулять по Дели. Местные такси имеют богатые опции типа гашиша, марихуаны и прочего. Впрочем, и в Гульмарге этих предложений навалом не отходя от гостиницы. Я понял, почему мои друзья, которые не полетели сразу в Кашмир, а потусили сутки в этом городе, приехали уже подготовленными. По большому счёту – тот же срач, но местами с проблесками цивильности. Рассказывать про Дели дело не благодарное – это надо видеть. Как и Гульмарг. Не уверен, что я захочу ещё раз посетить это место, но разок побывать ради экзотики однозначно стоит!



Дели.