воскресенье, 19 января 2014 г.

Новогодние каникулы. Val Cenis – St Anton

Я долго сдерживал себя от написания этого текста, т.к. поездка в этот раз получилась не очень гладкая с точки зрения разных аспектов, но хотелось написать спокойно, без излишних эмоций.

Изначально я думал провести каникулы с женой и детьми на каком-нибудь уединённом курорте типа моей любимой Монте Розы, но друзья из TrueSki придумали свою новогоднюю пограмму с акцентом на детей и я «повёлся» на этот вариант. Хотя, конечно, сложность логистики (ведь, между курортами почти 600 км) меня сильно смущала. Но за компанию, сами знаете, что бывает ;) К тому же, меня соблазнили, что Валь Сени чем-то похож на Монте Розу и народу там не много.



Бронировать детали поездки начали ещё в сентябре. Я забучил апарты во Франции и Австрии при помощи друзей и стал искать варианты перелёта для двоих взрослых и двоих детей. Идея состояла в том, чтобы прилететь в аэропорт, расположенный географически между этими курортами, чтобы взять и вернуть машину в одном месте. Пока мониторил, был вариант прямого Трансаэро, по моему, в Милан за 51000р, но, пока «чесал репу», он ушёл. Следующим оптимальным вариантом был перелёт со стыковкой Люфтганзой в тот же Милан, но он обошёлся уже в 80000р. Я не стал танцевать на граблях и взял его, т.к. новогодние перелёты стремительно заканчивались и дорожали. С Туринскими вариантами всё ещё хуже, т.к. рейсов туда меньше.

Чтобы завершить сбор пакета тура, решил сразу разобраться с трансферами. Запросил знакомую, которая организовывала мне обычно трансферы в Шамполюк. Можете представить себе сложность задачи. Примерно 265 км из Милана до Val Cenis во Францию, через неделю оттуда 600 км до St Anton в Австрию через Италию и Швейцарию и обратно в Милан, примерно 350 км. Мне предложили две компании, одна из которых запросила 1500€, а другая – 2100€. Собственно, это был контрольный вопрос. Что-то в этом роде я и ожидал, но не был морально готов. Поэтому решил арендовать машину.



Через EconomyCarRentals.com забронировал Форд Фокус универсал за 454€. Я полагал ещё потратить примерно до 300€ на бензин и сотню-другую на платные дороги и туннели. Прокатчиком выступили Maggiore и National. Меня, конечно очень смущал этот вариант, т.к. я никогда не брал машину в аренду в аэропорту, давно не ездил с ручной коробкой и летней резиной по снегу и смущали все эти нюансы с оплатой дорог, туннелей и виньеток. Конечно же, я заказал комплект цепей, но имея некоторый опыт с ними, настроения это не прибавляло. При бронировании я указал рейс прилёта, а время получения машины указал 23:30. Это важное обстоятельство для дальнейших событий.

Вся эта подготовка происходила в сентябре-октябре. Наконец, настало время поездки, с которой с самого начало что-то было не так и постоянно смущало меня…

Сбор чемоданов для зимнего отдыха на всю семью – это отдельная песня. Внезапно, я осознал, что совсем упустил из виду, что Люфтганза хоть и перевозит снаряжение бесплатно, но места под него надо бронировать. Я вспомнил об этом примерно за неделю и оказалось, что на один из четырёх сегментов мест для досок нет. Это был обратный сегмент из Милана в Мюнхен. Был, конечно, вариант уболтать в аэропорту или отправить доски транспортной компанией, но в этом был определённый «стрём» и хотелось оптимизировать общий бюджет поездки, который и так уже зашкаливал.

Я знал выход, но постеснялся просить, поэтому просто описал свою проблему в Фейсбуке. И я не ошибся! Друг, который так же собирался в St Anton, но на своей машине из Москвы, сразу же откликнулся и предложил забрать обратно мои доски.

С багажом были такие вводные: Люфтганза ограничивает место багажа 158 см по сумме измерений и 23 кг и я не хотел излишне напрягать приятеля, была задача и крепы и ботинки упаковать в чемоданы, чтобы в машину на обратном пути положить только компактные доски в тонком чехле. Забегая вперёд, скажу, что я, всё же, злоупотребил дружбой и нагрузил друга ещё и крепами и двумя новыми сноупульсами, которые довольно выгодно подогнали мне TrueSki.

Мы с женой три вечера перетусовывали вещи оптимизируя веса и объём, в результате чего получились четыре чемодана, но решительно нельзя было понять, где что лежит. Два больших стандартных чемодана по максимуму нормы, один поменьше килограмм на 17 и совсем маленький, который даже можно брать в салон, но его мы набили всем самым тяжёлым и он тянул на 12 кг. Вещей получилось много. Мы даже взяли детям дополнительно финские сапоги для кувыркания в сугробах. Кто же знал, что снега не будет… :( Сейчас, собирая вещи в Индию и засунув их с ботинками в небольшой чемодан, и он всё равно остаётся полу-пустой, не могу понять, что не так.

На регистрации, когда передо мной завернули доплачивать за багаж семью с парой чемоданов, которые в сумме проходили по весу, но вес одного чемодана немного превышал положенный, я понял, что весь гемор с перетусовкой барахла был не напрасен.

Всё начало поездки происходило, как квест. Я мысленно ставил галки в To-Do листе:

  • Забронировать стоянку в Домодедово.
  • Собрать вещи.
  • Отогнать свою машину на сервис.
  • Доехать на второй в Домодедово.
  • Сдать машину на стоянку.
  • Зарегистрироваться, сдать багаж.
  • Пересадка в Мюнхене…


Путешествие с семьёй всегда накладывает определённую ответственность. Это в одиночку можно опоздать на самолёт, добираться на перекладных и терпеть любые неудобства. С детьми и кучей барахла всё становится не так просто. Расставляя мысленно галочки в пройденных пунктах программы, у меня крутилась постоянно фоновая мысль — «Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Так и получилось. Конечно, после прошествия некоторого времени, все неприятности кажутся ерундой, но тогда это виделось серьёзной проблемой. Весомую роль в этой поездке внутренний голос имел не только у меня… Но об этом позже.

До Мюнхена всё шло гладко, как по нотам, и я, даже, стал смеяться над внутренним голосом и его переживаниями, но был один нюанс. За пару дней до этого, на «базу» вылетели друзья из TrueSki с оборудованием. Надо было такому случиться, что AirBaltic, которым они воспользовались, потерял самую дорогую сумку со всеми биперами, рациями и, самое неприятное, всей одеждой и новогодним костюмом ребёнка! Перед отлётом они выложили фото из аэропорта, откуда я дёрнул фотографию потерянной сумки и распечатал на большом формате.

Пока был в Мюнхене, друзья прислали СМС, что сумку искать не надо и они сами делают всё возможное для связи с авиакомпанией, но я не мог пройти мимо и решил всё же зайти в Милане в розыск багажа.

Вылет из Мюнхена задержали на пол-часа, т.к. наш рейс был недогружен и к нам подсадили бедолаг, у которых отменили рейс. Но это отдельная длинная история. Рядом со мной села преподаватель итальянского языка в МГУ. Я был сражён, как она созванивалась с итальянской автопрокатной конторой, предупреждая, что рейс задерживается. И, ведь, у меня ничего не ёкнуло в тот момент!

Прилетев в Милан я и не думал суетиться. Я полагал, что, если выдача машины в 23.30, то меня ждут и, вероятно, работают круглосуточно. Я получил багаж и пошёл на стойку розыска. Показал фотографию, написал телефон для связи, попросил звонить, если найдут. И тут тётка предлагает поискать прямо сейчас! Я обрадовался – думаю, вдруг найдут и осчастливлю друзей… Она позвала грузчика, вручила ему фотографию и отправила на склад. Ходил он долго (примерно пол-часа), но безрезультатно.

Пошли искать прокат по указателям и довольно быстро дотопали до туда, но на часах была полночь и наша контора была закрыта! Я даже не поверил глазам. Закрыта была намертво, свет погашен, решетки опущены. Рядом висела бумажка, что они работают с 7.00 до 24.00. Либо они выскочили за секунду до моего появления, либо решили немного сократить рабочий день, но факт был налицо.

Всё ещё не веря глазам, я заскочил в соседнюю и спросил у уборщика, куда все подевались. Он предложил постучать к ним, что я безрезультатно опробовал и, даже, ногами. Пробовал звонить с положительным результатом – телефон бодро звонил за закрытой решеткой.

У меня «всё опустилось», когда я осознал всю нелепость ситуации. Я с кучей чемоданов и малыми детьми в Аэропорту Милана ночью и плана «Б» у меня нет.

Я обошёл открытые соседние конторы, где, естественно, все машины были зарезервированы и счастливые люди получали ключи. Единственное, что было свободно – Ауди А6 за 2000€.

Уборщик, к которому я обращался изначально, почему-то близко к сердцу принял мою проблему. А может ему было нечего делать и скучно. Он сводил меня на стоянку Maggiore, где я увидел, что то, что я заказывал, имеется в наличии, потом проводил до отеля Шератон в аэропорту. В отеле были номера на двоих и на троих. Последний категорически отказались сдавать для семьи из четырёх человек, сославшись на правила. Два номера выходили, по моему, 220€.

Я предложил уборщику 5€ за труды, но он отказался. По дороге показал мне чудесный пустой тёмный зал со звёздным небом и убаюкивающей тихой музыкой. Предложил расположиться там на полу. Были бы у меня спальники – отличный вариант. Кажется, там уже кто-то спал в уголке.

После оперативной оценки обстановки, вернулся к семье в час ночи. До открытия конторы оставалось шесть часов. Дети вырубились на стульях так, что мы едва смогли их растолкать решив всё же искать пристанища в отеле.

Увидя заспанных детей, девушка на стойке сжалилась и дала нам трёхместный номер за 155€, предупредив, что, если что, там должны жить только трое. В номере была отдельная кровать для одного и огромный «аэродром», как мне показалось, шире двух метров, где разместились жена с детьми. Я лёг отдельно и завёл будильник, чтобы прийти в контору к открытию. Жена отнеслась к этому скептически — дескать куда торопиться, если у нас всё равно бронь. Примерно половину из того небольшого времени, что оставалось поспать, я проворочался, просчитывая всякие варианты.

В семь с минутами я был в Maggiore и застал там ругающегося с ними клиента. Я понял, что это такая же ситуация, как у меня и понял, что это облом. Так и получилось. Когда я показал свою бронь, мне разъяснили, что она аннулируется автоматически через час, после того, как я не пришёл. То, что я был через пол-часа, но они уже были закрыты, никого не волновало. Мне дали контакты для жалоб и указали на дверь. Так же, оказалось, что они не могут мне дать никакой другой машины, т.к. теперь я у них неблагонадёжный клиент. Я предложил оформить на жену, но и этот вариант был отвергнут.

В открывшемся Херце оказалось что-то маленькое с двумя дверями и без багажника, куда я никак не мог поместиться. Там, где ночью мне предлагали Ауди, оказалась Каптива, но уже за 2500€. В Avis обещали посмотреть после 9 утра, когда снимаются брони. У них так ничего и не появилось. В других конторах не было никаких вариантов.

На стойке такси предложили минивэн до Франции за 550€ с водителем. В создавшейся ситуации, нормальный вариант, но смущали остальные сегменты пути. Я не представлял, как мне потом добраться из Французской деревни в Австрию и полагал, что лучше продумать это здесь и сейчас и оказался прав, т.к. во Франции практически не было Интернета и на весь посёлок только один банкомат, да и тот никогда не работал.

Погуглив варианты общественного транспорта, не нашёл ничего разумного. Потом Макс Ануфриков мне рассказал, что от Милана можно доехать на поезде до Модана, а оттуда на такси уже рукой подать. Но тогда ничего вразумительного нагуглить на телефоне я не смог даже, при помощи друзей в Фейсбуке, которые активно сочувствовали и пытались помочь.

Внезапно я вспомнил про свой запрос трансфера в сентябре и позвонил Ирине (я часто пользуюсь её услугами по организации трансферов) в Милан. Она обещала всё выяснить и попросила перезвонить минут через пятнадцать. Когда я набрал второй раз меня порадовали, что отвезти смогут, но расстроили, что вся эта «кругосветка» мне обойдётся теперь в 2100€.

Утро 29 декабря, предновогоднее воскресенье, второй день в аэропорту Милана с детьми и всем барахлом. Мне показалось это не самым плохим вариантом. Я ругал себя только за то, что надо было слушать внутренний голос и не заморачиваться с арендой машины, а брать сразу трансфер по более дешевой цене или прилетать в Турин и улетать из Мюнхена, Инсбрука или Зальцбурга. Если сразу отмести аренду, то с сентября можно было продумать более оптимальные варианты со всех точек зрения. К примеру, найти поезд из Милана до Модана. Про электрички из Сан Антона в Мюнхен я знал. Но на тот момент надо было решать проблему «в лоб», т.е. банально деньгами и я согласился.

Мне предложили машину в 14.30 в Милане или в 15.00 в аэропорту. Чтобы не скучать, предложили устроить экскурсию по городу и отвести в ресторан, но это стоило 150€. Всё ещё шокированный внезапными прорехами в бюджете от проживания в аэропорту, потери аванса за машину и дорогого трансфера, я отказался. Позавтракали и затусили в холле Шератона на удобных огромных диванах. Там всё каких-то исполинских размеров. Окончательно меня сразил туалет с лакированными деревянными дверями кабинок высотой метра четыре. Я даже сфоткал, но на фото не видно масштаба, поэтому не покажу, чтобы не портить впечатления. Попробуйте сами это представить.

Трансфер немного задержался, но на фоне всего это были сущие пустяки. К тому же наши страдания были вознаграждены огромным 11-местным Мерседесом с удобными креслами и выезжающей подножкой. Дети долго не могли решить где хотят сидеть. В итоге, один лёг на диван сзади, второй выбрал кресло. Перед границей с Францией нам поменяли автобус на аналогичный, только мест там было ещё больше.

Апарты представляли из себя запутанный на первый взгляд комплекс зданий наподобии Лез Арков 1950. Первый, кого я увидел, был Ваня у закрытых дверей ресепшн с айпадом в руках. Он разъяснил, что Интернет бывает только тут и то редко. Где мой 407-й номер и, вообще, 4-й корпус он не знал. Я нашёл основную тусу и мне примерно показали направление. Бегая вокруг корпуса увидел в окошке Валеру, который сказал, что мой номер соседний с ним. Друзья в комнате оставили ключи и постельное бельё, которое получили на ресепшн. Французы довольно странные в этом отношении люди. Из-за  какого-то недоразумения у нас оказалось бельё только на двоих. Пройдя по посёлку, насобирал у друзей недостающее, чтобы утром получить и вернуть. Магазин к тому времени тоже закрылся, поэтому пошли просто в ресторан, наконец угомонившись и приготовившись отдыхать.

Озеро Мон Сени

Апарты, в принципе, такие, как и можно было ожидать от французов. Но, больше всего, меня впечатлила ванна с гидромассажем, но без занавески и душем, закреплённым в стене на уровне колена (сразу вспомнился Задоронов: «А если я целиком помыться хочу?»).


Регион не плохой, но было мало снега. Я всё время катался с детьми по трассам, иногда выводя их на лёгкий фрирайд, где это было относительно безопасно, т.к. оборудования у нас не было никакого. У меня был только один бипер да и тот я отдал друзьям. Впрочем, наши группы катались неподалёку и были на связи, если что.

Брат спасает брата

31-го декабря мы поехали на скибасе в соседний регион Bonneval, который нам очень понравился не смотря на то, что довольно небольшой и, к тому же, часть его была недоступна для нас, т.к. малой не смог преодолеть бугель с выдачей тарелочек из накопителя. Он на самом деле был довольно стрёмный и крутой, поэтому я не стал настаивать.

Ледник

Вечером мы не позаботились выяснить расписание автобуса и просто пришли на остановку, обнаружив, что скибас только что ушёл, а следующий минут через 50. Но в новогодний вечер случаются чудеса. Не успели мы толком озябнуть, как перед нами остановился белоснежный микроавтобус мерседес и предложил подбросить до Валь Сени. Оказалось, что это НАШИ. Один парень узнал меня по Фейсбуку, а за рулём был Макс Ануфриков, с которым я ещё не был знаком на тот момент. Они сказали, что видели наш с детьми фрирайд под канаткой и решили подвезти за удовольствие, доставленное этим шоу :) Было очень приятно от такого подарка предновогодним вечером!

Новогодний вечер

Вместо телевизора

К сожалению, неделя катания в Валь Сени закончилась цепочкой происшествий. В предпоследний день мой сосед Валера потянул ногу и не стал больше кататься, а в последний творились вопиющие безобразия.

Я не мог в полной мере оценить состояние снега, катаясь большей частью по трассам, да и опыта, конечно, не хватает, но мне казалось, что склоны вполне безопасны, к тому же, снега совсем мало, но над одной из наших групп сошла доска. Приличная такая! Гоша, проверяя склон, нащупал слабый слой, попрыгал для нагрузки… Держит. Сомнения были, поэтому пошли по одному. Как только прошёл седьмой человек, произошёл отрыв. Слава Богу, последний успел выйти из зоны. Сход был приличный. Что спровоцировало не понятно, но явно не группа, т.к. отрыв был сильно выше. Как только спустились, через минуту подъехали спасатели и допросили на предмет кто где находился и был ли кто-то внизу. Прошли всю лавину биперами и потом собрали человек 80 с щупами и часа за два истыкали для контроля весь вынос. Я всей этой кутерьмы не видел и описываю со слов очевидцев. Видел только фотки поисковых работ. Никого не нашли.

Немного подсыпает

В другой группе парень на крайнем спуске сказал, что внутренний голос советует завершить день. — Он громко ругается матом? — спросили его. — Нет, просто говорит — был ответ. — Ну тогда поехали!

Парень катается борзо, лыжи затянуты крепко. В общем, как-то воткнулся и дёрнул ногу. Говорит: «Что-то я потянул». И дальше стал спускаться… Потом на одной ноге… Выйдя на трассу снял лыжи и стало понятно, что всё серьёзнее. В результате, разрыв ахилла и срочная операция в Гренобле. Это к вопросу о внутреннем голосе и интуиции. Я тогда в очередной раз подумал — Спасибо, Господи, что взял деньгами!

Горнолыжный спорт, безусловно, довольно опасен и, конечно, очень сложен фрирайд. Нельзя полностью застраховаться от всех опасностей, которые, зачастую, дело случая. Поэтому хорошую «чуйку» исключать нельзя. И, конечно, не стоит кататься уставшим, что сильно повышает травматизм. Впрочем, я сам часто не слушаю разумных доводов внутреннего голоса и, бывает, попадаю в глупые и стрёмные ситуации, за что, конечно, сильно недоволен собой.


Для трансфера в Сан Антон точно, как договаривались, нам был подан минивэн Крайслер. Водитель с интересным именем Пауло Феррари. В машину поместились ещё пара приятелей, сократив мои издержки на 150€. До места добрались без приключений.

Мы поселились не в самом Сан Антоне, где проживание подороже и мест к моменту бронирования практически уже не осталось, а в соседней деревне Петтной, от которой до подъёмника минут восемь на бесплатном скибасе.

Зная точно географические координаты моих апартов, потратил некоторое время из-за рельефа местности и незнания того, что все дома в деревне имеют сквозную нумерацию, не соотносящуюся с улицами.

Дверь мне открыла перепуганная австрийская старушка ни слова не говорящая по английски, но я как-то понял, что хозяйка будет минут через семь. Мы пока разгрузились и рассчитались с водителем. Хозяйка оказалась помоложе, но тоже какая-то напряженная. Друзья попросили пароль для WiFi, чтобы найти бронирование и выяснить где их апарты, но она категорически им отказала, сказав, что выдаст пароль только проживающим, а все лишние – валите на улицу. Кстати, впоследствии выяснилось, что друзья живут буквально в соседнем доме.

Мне досталась шикарная мансарда на третьем (последнем) этаже с двумя спальнями, просторной кухней и, наконец, неограниченным быстрым интернетом, что было очень кстати, особенно на фоне того, что неделя начиналась рабочая и предполагались вопросы с работы. Апарты стоили заметно дешевле, чем предыдущие во Франции. Отличная мебель, бельё и обстановка. На втором этаже под нами жила хозяйка с дочкой, а на первом – бабка.

Утром ко мне зашли друзья. Хозяйка, встретив их во дворе, объяснила куда идти и предупредила, чтобы не ошиблись дверью, т.к. она собирается спать одна. Звучало, как приглашение, но они проигнорировали, за что потом всех и попёрли.

Вечером, когда друзья пришли ко мне «попить чайку». Потом подошли ещё пара человек, которым я пошёл открывать дверь. Путь на лестнице мне преградила хозяйка, заявив, что ей не нравится, что ко мне ходят гости, что она сдавала апартаменты для четверых и столько там и должны находиться. Я спросил, что мне сейчас сказать друзьям, которые мёрзнут на улице… В итоге договорились, что это последний раз и больше ко мне гости ходить не будут.

Чтобы вы понимали, мне 40 лет, я с женой и двумя малыми детьми, у меня серьёзные друзья и никакого секса, наркотиков и рок-н-рола не было. Мы тихо посидели и разошлись до 11 вечера. Не знаю, почему хозяйка всю неделю была такая напряжённая, не смотря на то, что я старался быть милым и вежливым изо всех сил. Может из-за этого портрета, стоящего у неё в подвале, где предписывалось хранить лыжи.

Дедушка?

Какое-то нормальное общение получилось только вечером накануне отъезда, когда она вернула мне депозит и попросила кинуть ключ в почтовый ящик (я уезжал в три часа ночи). Может опасалась «дембельского аккорда» и решила наладить отношения ;) В целом, никакой обиды у меня нет и со своим уставом в чужой монастырь не ходят и я её даже понимаю, но некоторое неудобство было. Ведь я согласился на эту поездку с такой ложной логистикой только из-за возможности пообщаться с друзьями.

Укатали Сивок крутые горки

В Сан Антоне я уже был в феврале 2009-го, поэтому этот регион мне хорошо знаком, в том числе с фрирайдной точки зрения. Но со снегом так же не повезло. Я большей частью катался с детьми на Ренделе, где народу было поменьше и довольно протяженные интересные спуски.

Вид с Валлуги

Серьёзных происшествий на этой неделе, слава Богу, не было за исключением того, что TrueSki набрали много новых групп, многие члены которых сообщали о себе, как об опытных райдерах, но, в итоге, были персонажи, для которых трудности представлял даже спуск по трассам. Благо, я был далёк от этой темы и мог только посочувствовать. Друзья как-то разруливали эту проблему, дробя группы и пытаясь удовлетворить все уровни, но получалось плохо. Клуб за этот год сильно вырос и присутствуют некоторые шероховатости, которые я даже не знаю, как решить не проверив райдеров на склоне, т.к. мало кто признает, что катается недостаточно уверенно.

Хочу пожелать начинающим райдером внимательно слушать гидов и не пренебрегать ценными советами, от которых зависит ваша безопасность и, возможно, жизнь!


В заключении хочу выразить «благодарность» авиакомпани AirBaltic, потерявшей безвозвратно большое количество дорогостоящего оборудования, и прокатной компании Maggiore. Я никак не рассчитывал быть кинутым с бронированием машины, сделанным предварительно за четыре месяца опоздав всего на 30 минут.