пятница, 14 марта 2014 г.

Чегет через пять лет

В предвкушении индийской кампании я ощутил приступ острого снеготоксикоза и стал рассматривать варианты, что бы ещё посетить в этом году. Заинтересовался Арменией, но изучив вопрос подробно, понял, что ничего интересного в плане катания там не ждёт. И тут я вспомнил про Чегет!

Ледник Семёрка. Для масштаба – толщина ледниковой «шапочки» над Семёркой  100 метров!


Ещё в новогодние каникулы я сказал своему другу и лучшему гиду по Чегету, что, возможно, навещу эту мекку фрирайда в текущем сезоне. Сказал и сам себе не поверил.

Моя «карьера» сноубордиста и фрирайдера, собственно, там и началась и один из первых спусков я совершил именно на склонах Чегета. Поэтому, глянув билеты Аэрофлота и обнаружив, что они стоят всего 6000 рублей с копейками – внезапно накатила ностальгия.

Эльбрус.

Всё складывалось в пользу Терскола. Во-первых, друг-гид. Причём не просто гид, а лучший! Во-вторых, там всегда полно друзей. В-третьих, атмосфера. В-четвёртых, вкусно. В-пятых, дёшево.

Вид на Баксанское ущелье с точки над бугелем.

Наведя справки в Фейсбуке, обнаружилось, что много друзей собираются туда в те же даты. Я позвонил знакомому водителю из Эльбруса, который владеет 10-местным микроавтобусом и за пять лет, что я там не был, к счастью, не сменил номер телефона (он, даже, похвастался, что Мегафон вручил ему сувенир, как самому старому клиенту) и обещал нас доставить в лучшем виде всего за 600 рублей с носа. Последняя неделя февраля была предопределена.

С вопросом размещения я доверился друзьям, что они отлично разрулили, пока я был в Индии. Один знакомый частично владеет гостиницей в Терсколе, где все и разместились. Вышло по 700 рублей за ночь, но, вроде, есть номера ещё дешевле. Гостиница вполне приличная, тёплая и с WiFi, хотя и не шустрым и только в холле. Раньше я обычно селился на поляне, но, в этот раз, решил не отрываться от коллектива и проникнуться атмосферой посёлка. Собственно, разницы большой нет – или утром ехать на поляну или вечером с поляны в Байрамук - однофигственно. Завтраки за отдельную плату, но не дорого – 100-200 рублей в среднем. Как и в Индии, я обычно довольствовался овсянкой с мёдом. Друзьям тоже понравился этот рецепт.


Со связью в Терсколе позорище. Я надеялся, что за столько времени прогресс должен был сюда дойти, но нет. Мобильный интернет, в отличии от индийского захолустного Кашмира, в лучшем случае только 2g, а то и 1g. Привет Мегафону! Голосовые звонки ужасны по качеству, поэтому чаще звонил через WiFi по FaceTime. Отличного качества WiFi в Байрамуке, где мы собирались вечерами и в Фариде, где обедали.

Минеральные Воды встретили обновлённым терминалом. Вполне приличным, надо отметить. Дорога до Терскола прошла комфортно, незаметно и ностальгически под бутылку Просковейского. Конечно, три звезды.  Не пьянства ради, а чтобы соблюсти традиции. Серёга пожаловался, что первый раз доехал трезвым, потому что не было друга – Чивасика (это прозвище другого Серёги).


Снега на Чегете уже давно много не бывает. В эту поездку тоже было бедно, хотя и подсыпало. Но грех жаловаться! Чегет прекрасен всегда! К тому же, погода преимущественно была солнечная и без ветра, что большая редкость.

В предыдущие поездки я катался ещё не столь уверенно и, в лучшем случае, с друзьями, но, часто, просто один, поэтому выбирал относительно безопасные маршруты по югам и не дальше Доллара на севере. Снежную обстановку выяснял у Димы художника (большое упущение, что так и не дошёл до него в этот раз; друзья говорили, что видели его на горе). При этом, однажды, выехал не по намеченому плану и подо мной пошла одна из южных досок, но я вовремя успел с неё срулить. Гошу Надёжина (друга и гида) я тогда ещё не знал.

Теперь же я был в надёжных руках и собирался исследовать более отдалённые участки горы.


При катании с Гошей всегда чувствуешь себя очень надёжно, как за скалой, даже, в чужих регионах. Что уж говорить, когда он на своей родной горе, где знает каждый камень! Ведя группу, он всегда тщательно продумывает маршрут и, по ходу, даёт подробнейшие пояснения, как проехать тот или иной участок и по общей географии местности. Гоша, возможно, слишком перестраховывался, хотя, конечно, в таким местах ничего не бывает слишком. Гиду, который ведёт группу не нужны внеплановые приключения, не говоря уже про более серьёзные эксцессы. Выбираемые маршруты не представляли никакой сложности для райдеров любого уровня. Внимательности требовали только отдельные места. При недостижимом простому смертному уровне мастерства катания, Гоша никогда не выпендривается на публику, провоцируя других на необдуманные поступки. Просто едет спокойно и красиво, как Бог, но не забывает наблюдать за всеми в группе, попутно давая ценные советы по технике.


Катаясь в коллективе всегда следует внимательно слушать гида и следить за его действиями, держать оговоренную дистанцию, не подъезжать к месту сбора на полном ходу, не выкатывать сильно за группу на непросматриваемый участок, не вырезаться на соседний склон над точкой сбора. В общем – элементарные правила здравого смысла и поведения в горах. «Смотри, как я умею» здесь не канает. Лихо закантовываясь на полных ходах перед товарищами, в лучшем случае, осыпете их снегом к молчаливому их неудовольствию, в худшем, улетите со сброса, который не заметите за группой. Катание в диких местах должно быть крайне расчётливым и перестраховочным с полным контролем каждой траектории и манёвра в расчёте на то, что под снегом может оказаться любой «сюрприз» – от присыпанных комков лавины до камня. Получив травму в «жопе мира» вы подставите не только себя, но и товарищей, которые вынуждены будут заниматься вашей эвакуацией, часто, с ощутимым риском для собственной безопасности, т.к. пеший человек в горах ещё более уязвим.

Небольшой сход по Семёрке.

Катаясь на своей горе было ощущение, что у Гохи выросли крылья и он выкладывался для нас по полной программе с каждым спуском раскрывая новые потаённые ништяки и нычки нетронутого никем снега. Видно было, что он с этой горой просто единый организм! Мы много катаемся вместе, но такого вдохновения у маэстро я не видел нигде. Мы раскатали гору от дальних югов (не самых дальних, чтобы не нарваться на нарушение государственной границы – до первой заставы) и до кулуара Писец на севере.

Верхний заход в Писец. Только с верёвкой или стальными яйцами. Точка съёмки с нормального захода в середине.
Нижняя часть кулуара Писец.

На юга ходили после 12 часов, когда склоны отпускало и они были прекрасны, завершаясь чудесными виражами на речке среди камней. Обожаю такие места, которые не дают заскучать! Северные кулуары из-за небольшого количества снега проходимы не все.

Юг вдоль речки.

Брошенная военная техника на юге. Условное местное название – БТР.

Доллар, как всегда, неподражаем с безумным рельефом, как я люблю.

Лесной с камнем очень интересен, но в одном месте представляет небольшую трудность для лыжников. Сноубордистам проще перекинуть доску через каменную ступеньку на заднице.

Вид из кулуара Писец.

Большой лавинный конус катали настолько часто, что он немного приелся. Действительно большой и ровный, как канализационная труба со средним уклоном.

Противолавинные сооружения под Большим лавинным конусом.

Писец ещё шире и ровнее, но интереснее заход. Катают его меньше, поэтому снега побольше и помягче. В Лесной с камнем, до нас, по моему, несколько дней точно никто не лазил.

Выход из Лесного с камнем.

Как известно, все выходы с северов заканчиваются траверсом вдоль горы и речки Баксан до поляны, который вполне проездной даже на сноуборде, а, если иметь хотя бы одну палку или отобрать у лыжников, то вполне комфортно и интересно. В заключительный спуск можно не катить на поляну, а сразу свернуть в Терскол к Байрамуку, но тогда пропускаешь шикарный обед в Фариде. На мой вкус, кухня там поинтереснее и разнообразнее, чем в Байрамуке. Очень вкусно, дёшево и атмосферно! Рядом с Фаридой – Когутай, где не хуже и меню дополняют креветки и бараньи рульки, но немного дороже. Все вышеперечисленные места одобрены Гошей, а я давно заметил, что он знает толк в хорошей кухне и стоит держаться его в этом вопросе.

Река Баксан.

На питстопах присаживались на веранде Нарата. Мне полюбилось закусывать чай с барбарисом или глинтвейн (у Руслана эти напитки не сильно различаются по крепости) местным сникерсом – чурчхелой. Полон орехов – съел и порядок!

Кузьма на Траверсе.

Дневной скипасс сейчас по 800 рублей. А самое приятное, что нет очередей! Совсем нет! Склоны почти пустые.

Один раз сходили в баню, которая оказалась вполне зачётной и за три часа отдали всего по 250 рублей с носа (ходило семь человек).

В этот день своими отжигами нас развлекал мой друг Игорь. Сначала он едва успел поместиться в креселку, когда мы собирались ехать на юга, устроив забег с ней на короткую дистанцию. Конечно, он потом обвинил меня, что это я выдернул из под него кресло, хотя, по моему мнению, я ровно сидел на попе и никого не трогал ;) Пока мы поднимались, я рассматривал его палки Black Diamond и думал, какие у меня дурацкие, старые и не удобные. Говорю — Игорь, у тебя такие чудесные палки – коротко складываются, лёгкие, удобные замки… Ты, когда сломаешь одну, непременно отдай мне вторую палку за ненадобностью, а мне (сноубордисту) одной вполне хватит.

В этот же спуск он ломает между камнями на речке палку и, естественно, обвинил меня в провокации :) Вечером в бане сначала сломал вешалку, а затем перевернул двухлитровую бутылку пива, стал её ловить и трясти, устроив полутораметровый фонтан в разные стороны, что было довольно зрелищно и весело. Когда вышли покурить я даже усомнился, стоит ли доверять ему спички. Оградив его от всяческой физической деятельности, дальнейшая часть вечера прошла без происшествий.


На следующий день после бани Гоша чувствовал томность в членах и, дабы насладиться расслабленным состоянием организма, передал нас в руки Младшего Варана, который тоже проявил себя отличным гидом и, по-царски, сдал нам свои потаённые нычки снега.

В последние годы я покатался в разных горах по всему миру на разных континентах, но эта неделя была вне конкуренции по настроению и атмосфере! Вроде бы и ничего особенного и со снегом бывает лучше, но Чегет доказал, что это особое культовое место и ничего не может его испортить! Надо включить его, как Шерегеш, в обязательную программу сезонов.


На обратном пути на досмотре в аэропорту, традиционно, всех удивил баллон от сноупульса, а я удивился, что они не в курсе таких вещей. Российский Шринагар – подумал я. Забавно, что через несколько дней приятель рассказал, что в том же месте его не хотели пускать в самолёт со сноупульсом без баллона, опасаясь, что тот каким-то образом надуется. Видимо, ртом ;)


Спасибо за фотографии Наталье Кузнецовой, Сергею Лопарёву и Сергею Данилину.